г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 24
приём граждан проводится каждую пятницу с 10:00 до 15:00, по предварительной записи
г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 24
приём граждан проводится каждую пятницу с 10:00 до 15:00, по предварительной записи
23 ноября 2011 года №135
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ЗАКОН
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае
1. В соответствии с Уставом Хабаровского края в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Хабаровском крае (далее - край) учреждается должность уполномоченного по правам ребенка в крае (далее - уполномоченный).
2. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства обеспечения и защиты прав и интересов ребенка.
3. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам.
Статья 2. Задачи уполномоченного
Основными задачами уполномоченного являются:
1) содействие восстановлению нарушенных прав и интересов ребенка;
2) участие в правовом просвещении и информировании населения края по вопросам защиты прав и интересов ребенка, информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления о положении в данной сфере;
3) содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и интересов ребенка;
4) содействие деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области обеспечения и защиты прав и интересов ребенка в крае;
5) участие в развитии международного сотрудничества по вопросам защиты прав и интересов ребенка;
6) пропаганда прав, свобод и интересов ребенка среди детей и их законных представителей.
Статья 3. Правовая основа деятельности уполномоченного
В своей деятельности уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом края, настоящим законом, законами и иными нормативными правовыми актами края.
Статья 4. Принципы деятельности уполномоченного
Деятельность уполномоченного строится на основе принципов справедливости, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО
И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ
Статья 5. Требования к кандидату для назначения на должность уполномоченного
На должность уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее высшее профессиональное образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина.
Статья 6. Назначение на должность уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Законодательной Думой края (далее - Дума) по представлению Губернатора края открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
2. Постановление Думы о назначении на должность уполномоченного подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.
Статья 7. Вступление в должность уполномоченного
1. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и интересы ребенка, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Хабаровского края, законами и иными нормативными правовыми актами Хабаровского края".
Присяга приносится на заседании Думы непосредственно после назначения уполномоченного на должность. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
2. Уполномоченному после принесения присяги на заседании Думы вручается удостоверение.
Удостоверение уполномоченного является документом, удостоверяющим его должностное положение и полномочия.
Положение об удостоверении уполномоченного, образец и описание удостоверения утверждаются постановлением Думы
Статья 8. Срок полномочий уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.
2. Срок полномочий уполномоченного начинается со дня принесения им присяги и прекращается со дня принесения присяги вновь назначенным уполномоченным, кроме случаев досрочного прекращения полномочий уполномоченного в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего закона.
3. Окончание срока полномочий Думы, досрочное прекращение полномочий Думы, назначившей на должность уполномоченного, не влекут прекращения полномочий уполномоченного.
Статья 9. Прекращение полномочий уполномоченного
1. Полномочия уполномоченного прекращаются:
1) с истечением срока полномочий;
2) в случае досрочного прекращения полномочий.
2. Полномочия уполномоченного прекращаются досрочно в случаях:
1) его смерти;
2) подачи письменного заявления о сложении полномочий;
3) освобождения его от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
4) установленной в соответствии с медицинским заключением стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия уполномоченного;
5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) утраты им гражданства Российской Федерации;
10) несоблюдения ограничений, установленных в части 2 статьи 10 настоящего закона.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимается Думой по представлению Губернатора края открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Глава 3. СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ И ПОРЯДОК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 10. Статус уполномоченного
1. Должность уполномоченного является государственной должностью края.
2. На уполномоченного распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность.
4. В течение срока полномочий и по его окончании уполномоченный не вправе разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, ставшую ему известной в связи с исполнением служебных обязанностей, если иное не установлено федеральным законодательством.
Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие известными ему в связи с деятельностью по защите прав и интересов ребенка.
Статья 11. Полномочия уполномоченного
1. Уполномоченный действует в пределах полномочий, установленных настоящим законом.
2. Уполномоченный не вправе принимать решения, отнесенные к полномочиям других государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
3. Уполномоченный рассматривает обращения граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, касающиеся фактов нарушения прав и интересов ребенка на территории края, в соответствии с федеральным законодательством.
4. Указанные в части 3 настоящей статьи обращения могут быть поданы уполномоченному без их предварительного судебного или административного обжалования. Обращение может быть подано любым лицом, в том числе несовершеннолетним.
5. Приоритетным направлением деятельности уполномоченного является защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 12. Обязанности уполномоченного
В пределах своей компетенции уполномоченный обязан:
1) обеспечивать защиту прав и интересов ребенка;
2) содействовать беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и интересов ребенка;
3) осуществлять мониторинг соблюдения прав и интересов ребенка с целью установления обстоятельств, отрицательно влияющих на его нравственное и духовное здоровье и развитие;
4) принимать меры по фактам нарушения прав и интересов ребенка, установленные статьей 15 настоящего закона;
5) по предложениям Губернатора края, Думы либо по собственной инициативе готовить доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и интересов ребенка в крае;
6) проверять по предложению Губернатора края, Думы либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушения, об отдельных фактах ущемления прав и интересов ребенка в крае, представляющих особую общественную опасность;
7) направлять Губернатору края и в Думу ежегодный доклад о соблюдении прав и интересов ребенка в крае, в том числе о своей деятельности в этой сфере;
8) вести личный прием граждан.
Статья 13. Права уполномоченного
В целях реализации задач, установленных настоящим законом, уполномоченный в пределах своей компетенции вправе:
1) принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов края, затрагивающих права и интересы ребенка;
2) в установленном порядке беспрепятственно посещать государственные органы края, органы местного самоуправления и организации, расположенные на территории края, если для их посещения не установлены ограничения федеральным законодательством;
3) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от государственных органов края, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
4) направлять в государственные органы края, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
5) взаимодействовать с органами государственной власти края, органами местного самоуправления, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в крае, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации;
6) передавать обращение государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение обращения по существу;
7) в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти края участвовать совместно с компетентными государственными органами по согласованию с ними в проверках деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности либо обращаться к компетентным государственным органам или их должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, повлекших нарушения прав и интересов ребенка;
8) проводить самостоятельно проверку деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в части соблюдения ими прав и интересов ребенка;
9) принимать участие в заседаниях коллегиальных органов государственной власти края с правом совещательного голоса;
10) по обращениям, принятым к рассмотрению, оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в порядке и формах, предусмотренных законодательством;
11) быть безотлагательно принятым руководителями и должностными лицами государственных органов края, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, расположенных на территории края;
12) осуществлять иную деятельность, направленную на защиту прав и интересов ребенка.
Статья 14. Информация о деятельности уполномоченного
1. По окончании календарного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, уполномоченный направляет Губернатору края и в Думу ежегодный доклад о соблюдении прав и интересов ребенка в крае, в том числе о своей деятельности в этой сфере, обнародует (публикует), размещает его в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
2. Уполномоченный вправе направлять Губернатору края и в Думу доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и интересов ребенка в крае.
3. По результатам рассмотрения докладов уполномоченного Губернатор края, Дума могут принимать решение.
Статья 15. Меры, принимаемые уполномоченным
1. При реализации своих полномочий уполномоченный:
1) вносит в компетентные органы предложения о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав и интересов ребенка;
2) обращается в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
2. Уполномоченный вправе опубликовать сообщение о результатах рассмотрения обращения о нарушении прав и интересов ребенка. Решение о публикации доводится до сведения органа или должностного лица, в действиях которого установлены нарушения прав и интересов ребенка. По инициативе последних к публикуемому сообщению может быть приложено объяснение ими своих действий и позиции.
Глава 4. ГАРАНТИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 16. Оказание содействия уполномоченному
1. Государственные органы края, органы местного самоуправления и их должностные лица содействуют уполномоченному и предоставляют по его запросам материалы и документы, необходимые для осуществления его полномочий.
2. Запрашиваемые уполномоченным материалы, документы, объяснения и иная информация должны быть направлены ему не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня получения запроса, если иное не установлено федеральным законодательством.
3. Орган или должностное лицо, получившие обращение уполномоченного, обязаны рассмотреть его в тридцатидневный срок со дня регистрации и направить уполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения и принятых мерах. В случае если предложения уполномоченного не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения.
4. Предоставление информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 17. Общественный экспертный совет при уполномоченном. Общественные помощники уполномоченного
1. При уполномоченном для оказания ему консультативной помощи могут создаваться общественный экспертный совет и назначаться общественные помощники.
2. Персональный состав общественного экспертного совета, положения об общественном экспертном совете и общественных помощниках утверждаются уполномоченным.
3. Деятельность общественного экспертного совета и общественных помощников осуществляется на безвозмездной основе.
Статья 18. Аппарат уполномоченного
1. Для обеспечения деятельности уполномоченного создается аппарат уполномоченного.
В структуру аппарата уполномоченного входят лица, замещающие должности, отнесенные к должностям государственной гражданской службы края, а также лица, замещающие должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы края.
2. Аппарат уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, финансовое, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности уполномоченного.
3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом края с правом юридического лица, имеющим печать и бланки со своим наименованием.
4. Имущество, используемое уполномоченным и его аппаратом при осуществлении своей деятельности, находится в его оперативном управлении и является государственной собственностью края.
5. Уполномоченный:
1) руководит работой аппарата и утверждает положение о нем;
2) определяет численность, структуру и штатное расписание аппарата в пределах бюджетной сметы;
3) назначает на должность и освобождает от должности руководителя и сотрудников аппарата, распределяет между ними обязанности по направлениям деятельности;
4) решает иные вопросы деятельности аппарата.
6. По вопросам, связанным с деятельностью аппарата, уполномоченный издает приказы.
7. Сотрудникам аппарата, уполномоченным на проведение отдельных действий в ходе рассмотрения обращений граждан, должна быть выдана соответствующая доверенность за подписью уполномоченного.
8. Права, обязанности, ответственность и гарантии деятельности сотрудников аппарата уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются федеральными и краевыми нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 19. Гарантии и денежное содержание уполномоченного
1. Уполномоченному предоставляются гарантии, аналогичные гарантиям, установленным Законом Хабаровского края от 27 ноября 2001 года N 349 "О Правительстве Хабаровского края" для членов Правительства края.
2. Денежное содержание уполномоченного приравнивается к денежному содержанию заместителя Председателя Правительства края.
Статья 20. Финансирование деятельности уполномоченного
1. Финансирование деятельности уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств краевого бюджета.
2. Уполномоченный самостоятельно утверждает и исполняет бюджетную смету в пределах средств, предусмотренных законом о краевом бюджете на очередной финансовый год.
3. Финансовая отчетность предоставляется уполномоченным в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Место постоянного нахождения уполномоченного и его аппарата
Местом постоянного нахождения уполномоченного и его аппарата является город Хабаровск.
Статья 22. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
Статья 23. Переходные положения
Губернатор края в течение 10 рабочих дней после вступления настоящего закона в силу вносит в Думу представление о назначении на должность первого уполномоченного.
Председатель Законодательной
Думы Хабаровского края
С.А.Хохлов
Открыла Съезд Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова, зачитав приветствие главы государства Владимира Путина. Он напомнил, что 2024 год объявлен в России Годом семьи, в этом ключе миссия по защите детства приобретает особую значимость. «За прошедшее время Институт Уполномоченных по правам ребенка на практике доказал свою востребованность. Вы активно участвуете в реализации социально ориентированных проектов, содействуете продвижению в обществе традиционно духовно-нравственных ценностей, повышению статуса и авторитета семьи – прежде всего, многодетой, заботитесь о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации», – отмечается в приветствии.
Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что институт детских правозащитников уделяет большое внимание поддержке многодетных, семей, воспитывающих детей с инвалидностью, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также семей участников специальной военной операции.
Особое внимание в ходе Съезда будет уделено теме улучшения жилищных условий семей. Детский омбудсмен отметила, что для российских семей возможность комфортной жизни, в первую очередь, связана с жильем. «Развитие доступных форматов приобретения собственного жилья – важнейшее условие для того, чтобы семей, в том числе многодетных, у нас в стране становилось больше. Кроме того, нам требуются новые инфраструктурные решения с учетом запросов молодых родителей, многодетных, семей, воспитывающих детей с инвалидностью, подростков, а также старшего поколения», – сказала Мария Львова-Белова.
Среди актуальных тем Съезда – поддержка семей в кризисной ситуации и реабилитация родителей с алко- и наркозависимостью. По словам детского омбудсмена, Тюменская область имеет большой опыт в работе с такими семьями. «Поэтому федеральная пилотная площадка по реабилитации родителей, имеющих алкогольную и наркозависимость, а также стажировочные площадки для специалистов по работе с семьями будут работать здесь, в Тюмени. Уверена, что этот опыт и практика поможет людям вернуться к здоровому образу жизни, а главное вернуться в родную семью к детям», – сообщила Уполномоченный.
Еще одно важное направление в работе детских омбудсменов – разрешение семейных споров. «В мой адрес по теме семейных споров поступает все больше обращений, причем за последний год оно выросло в два раза. Из них половина – по спорам об определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем. Наша практика показывает, что самое важное – это взрослым людям договориться. На съезде выделили отдельный блок, посвященный разбору случаев семейных споров, для того, чтобы выработать рабочий алгоритм действий», — уточнила Мария Львова-Белова.
Детские омбудсмены приезжают на XXII Всероссийский съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, который состоится в Тюменской области с 3 по 4 апреля. Специалисты планируют поделиться своим опытом и получить новые знания.
Гости из Белгородской области на форуме хотят увидеть что-то новое. Тюмень, по словам уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области Галины Пятых, всегда славилась своей первоклассной работой по профилактике социального неблагополучия, работой с семьями и детьми. В свою очередь они расскажут о своих наработанных технологиях и практиках.
Заместитель главы Валуйского городского округа по социальной политике Ирина Дуброва добавила, что в Белгородской области в каждом муниципалитете разработан свой план по работе с семьями, проведено множество мероприятий на данную тематику. «У нас в этом году еще запланировано открытие двух семейных МФЦ. Нам уже есть что рассказать о первом своем опыте», – сообщила начальник департамента социального обеспечения министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области Елена Савина.
Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Петр Перевезенцев поделился, что в Тюмени он впервые. «На каждый съезд мы прилетаем, чтобы получить новые впечатления, поделиться с широкой аудиторией тем, что происходит у нас в регионах», - отметил он.
Напомним, на съезде в течение двух дней эксперты разберут вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, улучшения демографической ситуации, популяризации традиционных семейных ценностей, развитие региональных систем поддержки семей с детьми. Участниками станут уполномоченный при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова, заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель организационного комитета по проведению в России Года семьи Татьяна Голикова, губернатор Тюменской области Александр Моор и другие.
Основные события Съезда:
3 апреля
10.00 (8.00 мск) — открытие съезда и арт-пленарное заседание
11.30 (9.30 мск) — панельная дискуссия «Жилье для семей с детьми: вызовы и решения»
4 апреля
10.00 (8.00 мск) — презентация деятельности всероссийских НКО «Родительской платформы» при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка
17.15 (15.15 мск) — подведение итогов съезда
Подключайтесь к трансляциям съезда
Источник: Уполномоченный по правам ребенка Тюменской области
22 марта 2024 года Хабаровским краевым судом проведено совещание о координации судебных и правоохранительных органов при рассмотрении уголовных и административных дел, совершенных несовершеннолетними.
В совещании приняли участие судьи Хабаровского краевого суда и судов края, ответственные за рассмотрением данной категории дел, Уполномоченный по защите прав детей в Хабаровском крае Перевезенцев П.В., руководитель Хабаровского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петрынин А.Г., представители Прокуратуры Хабаровского края и правоохранительных органов края, краевой комиссии по делам несовершеннолетних Правительства края.
На совещании обсуждены вопросы профилактики среди несовершеннолетних для предотвращения совершения ими правонарушений и преступлений, вопросы помещения несовершеннолетних в Центры временного содержания и особенности Хабаровского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В своем выступлении Петр Перевезенцев проинформировал о практике участия Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае в производстве по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
Участники совещания пришли к выводу о наличии многочисленных механизмов, позволяющих снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних, определены направления их реализации при тесном взаимодействии судов с органами профилактики.
Свой рабочий день региональный детский правозащитник начал в стенах Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС, где провел лекцию для студентов третьего курса государственного и муниципального управления.
Петр Перевезенцев рассказал ребятам об истории становления института Уполномоченных по правам ребенка, основных его целях и задачах, проблемах, с которыми приходится сталкиваться современным детям и их родителям, а также подробно остановился способах их разрешения. «Очень важно предотвратить горе, чем потом исправлять непоправимое» - отметил Уполномоченный.
В приветственном слове к участникам мероприятия Петр Перевезенцев особо подчеркнул эффективность использования инструментов медиации для разрешения конфликтных ситуаций.
В настоящее время увеличилось количество обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае, связанных с конфликтными ситуациями в образовательных учреждениях. При рассмотрении таких обращений важно отмечать группу конфликтующих сторон: ученик – ученик, ученик – педагог, ученик – директор, родитель – ученик, родитель – педагог, родитель – директор. К сожалению, как показывает практика, конфликтующие стороны не всегда готовы искать компромиссы и взаимодействовать друг с другом для оперативного разрешения сложившейся негативной ситуации.
В таких случаях следует прибегать к решению конфдиктов конструктивным способом, обращаться к имеющимся в учреждениях школьным службам медиации, в том числе в целях профилактики травли и агрессивного поведения, а также создания благоприятной психологической атмосферы. Метод школьной медиации во многом способен позволить образовательной организации, учащимся и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия в целях обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
На рассмотрение экспертного совета поступило 24 заявки от соискателей из 8 муниципальных образований Хабаровского края – из городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, из Амурского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского и Ульчского муниципальных районов, среди которых приемные родители, учреждения и их руководители, а также общественные деятели.
Члены экспертного совета оценивали конкретные результаты социально значимой деятельности по профилактике безнадзорности и социального сиротства, защиты прав и интересов детей на территории края по направлениям:
укрепление института семьи;
сокращение числа детей, находящихся в учреждениях через устройства в семьи на воспитание;
содействие профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Эксперты обращали внимание на период деятельности соискателей в области защиты прав и интересов детей, участие в мероприятиях районного, краевого и всероссийского уровней и наличие поощрений за организацию работы в данной области.
Решением экспертного совета рекомендовано к награждению 10 соискателей, набравших наибольшее количество баллов, которые на основании распоряжения Губернатора края М.В. Дегтярева о присвоении звания лауреата, будут награждены в торжественной обстановке.
министерство социальной защиты Хабаровского края
Жители Хабаровского края, решившие усыновить или удочерить ребёнка из детского дома, могут попробовать формат «гостевая семья» на время весенних каникул. В рамках проекта воспитанники детдома проводят выходные с потенциальными родителями, а те имеют возможность ближе с ними пообщаться, рассказали в пресс-службе краевого правительства.
В 2023 году «гостевую семью» оформили супруги Субботины. Изначально они хотели подарить ребятам теплоту и любовь хотя бы на время, но в итоге окончательно решили стать опекунами. Сейчас семья воспитывает 12 детей, 5 из которых — приёмные.
По данным министерства социальной защиты, в Хабаровском крае находится 607 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых можно пригласить на каникулы в «Гостевую семью».
«Для того чтобы пообщаться с ребенком вне стен детского дома и принять его в свою семью, необязательно становиться опекуном или приемным родителем. Даже временное пребывание в семье на каникулах дает ему бесценную возможность почувствовать себя дома, в семейной обстановке, освоить больше полезных бытовых навыков, приобрести новые социальные связи и, может быть, обрести близких людей, которые смогут поддерживать его и в дальнейшем», — отметила заместитель министра социальной защиты края Виктория Трегубенко.
Ребенок может пребывать в «гостевой семье» не более трех месяцев. Каникулы могут проходить в лагере или санатории на территории России, либо просто дома. Выезжать за пределы РФ с ребёнком запрещено. Если у ребенка есть братья или сестры, то они могут быть приняты в «Гостевую семью» только все вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно. Во время пребывания ребенка в семье, детский дом обеспечивает его продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение.
Участники встречи обсудили выявленные нарушения прав детей при выдаче доверенностей от родителей третьим лицам для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних. Детский правозащитник рассказал о том, что в 2010 году несовершеннолетняя гражданка была вывезена биологической бабушкой по нотариальной доверенности в г. Актобе Республики Казахстан и до 2023 года в Российскую Федерацию не вернулась. Девочка уже достигла возраста 15 лет, но паспорт гражданина Российской Федерации до сих пор не имеет.
Дело в том, что нотариусы заверяют доверенности и согласия на представление интересов ребенка во всех государственных органах и учреждениях Российской Федерации и края на «передачу ответственности за жизнь и здоровье ребенка», «принятие всех необходимых решений о защите прав и законных интересов несовершеннолетнего». Кроме того, указанные вопросы доверенности заверяются и органами местного самоуправления. Такие доверенности выдаются сроком от 1 года до 14 лет. Получается, что любой гражданин может вывезти ребенка за пределы территории государства. К сожалению, такие случаи не единичны и в настоящее время очень распространены.
По итогу совещания было приято решение о необходимости разработки методических рекомендаций по выдаче нотариальных доверенностей от родителей третьим лицам для защиты прав и здоровья детей либо внесения соответствующих изменений в Методические рекомендации по удостоверению доверенностей, утвержденные решением Правления Федеральной нотариальной палаты 18.07.2016.
Сессию организовало Правительство Хабаровского края при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, некоммерческого сектора и общественных организаций региона.
Участники рассматривали факторы семейного и репродуктивного поведения, разрабатывали конкретные предложения в рамках программы повышения рождаемости и инициативы по поддержке семьи, рождаемости и многодетности на основе лучших региональных практик.
В своем выступлении Петр Перевезенцев отметил, что еще в ноябре прошлого, 2023 года Президент нашей страны подписал указ об объявлении 2024-го Годом семьи, а в этом январе на форуме «Родные-любимые», который проходил в рамках выставки «Россия» на ВДНХ, дал ему официальный старт. Семейные ценности стали одной из важнейших тем, красной нитью прошедшей через его послание парламенту.
«В нашем крае особое внимание уделяется поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, воспитанию детей, их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию» - подчеркнул детский правозащитник.
В регионе проживает свыше 180 тысяч семей, в которых воспитываются более 270 тысяч детей. Реализуется 17 федеральных и региональных мер социальной поддержки для семей с детьми, большая часть из них – пособия и выплаты для многодетных семей. В настоящее время их получают более 70 тысяч семей края.
Уполномоченный особо остановился на новых инициативах, направленных на поддержку семьи и детства, которые озвучил глава государства в своем послании, а также рассказал о реализации в крае уже существующих проектов.
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации и Федеральный центр развития программ социализации подростков продолжают реализацию социальных проектов «Дарю тепло» и «Родительская гостиная». За время реализации проектов к акции «Дарю тепло» присоединилось более 4 000 специалистов из 89 регионов Российской Федерации, в мероприятиях «Родительской гостиной» поучаствовали более 200 организаций (подростковые центры, образовательные учреждения, учреждения культуры и отдыха, библиотеки и дома культуры), 1 500 подростков вместе с родителями из 33 субъектов Российской Федерации. Учитывая высокую заинтересованность экспертов и родительского сообщества, данные мероприятия в текущем году также будут проводиться на регулярной основе. Первая акция «Дарю тепло» пройдет с 16 –18 февраля 2024 года и будет приурочена к Всемирному дню спонтанного прявления доброты. Праздник призван напомнить о роли заботы и отзывчивости в жизни человека. Участники акции выйдут на улицы своих городов и поселков, чтобы рассказать подросткам о том, что такое добро и как важно его совершать. Мероприятие «Родительская гостиная» пройдет 17 февраля 2024 года и будет посвящено теме: «Как помогать подростку преодолевать агрессивное поведение со стороны сверстников? Стратегия поведения со стороны сверстников».