г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 24
приём граждан проводится каждую пятницу с 10:00 до 15:00, по предварительной записи
г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 24
приём граждан проводится каждую пятницу с 10:00 до 15:00, по предварительной записи
29 декабря 2010 года |
N 436-ФЗ |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:
1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами;
3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
4) рекламы.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;
2) знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;
3) зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
4) информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;
5) информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи;
6) информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
7) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;
9) классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
10) места, доступные для детей, - общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;
11) натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;
12) оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи;
13) эксперт - лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.
Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:
1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;
3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
4) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.
Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей
1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;
2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям частей 4 - 5, 8 статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
3. Классификация информационной продукции (за исключением информационной продукции, предусмотренной частью 5 настоящей статьи) осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и с учетом порядка, установленного Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Глава 3. Требования к обороту информационной продукции
Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции
1. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
3. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:
1) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования;
2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;
3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;
4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;
5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
5. В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона.
6. До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
7. Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, предваряется непосредственно перед началом зрелищного мероприятия звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий.
8. В прокатном удостоверении аудиовизуального произведения, в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.
Статья 12. Знак информационной продукции
1. Категория информационной продукции определяется в соответствии с требованиями статей 6 - 10 настоящего Федерального закона и обозначается знаком информационной продукции, размещаемым с соблюдением требований настоящей статьи и требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями.
2. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Знак информационной продукции демонстрируется в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.
3. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.
4. Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.
Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания
1. Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи.
2. Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 4 и 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи.
3. Распространение информационной продукции посредством телевещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале демонстрации (в том числе способом "бегущей строки", при условии, что объем "бегущей строки" не превышает пяти процентов площади экрана).
4. Распространение информационной продукции посредством радиовещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале трансляции информационной продукции и после каждого прерывания трансляции.
5. При размещении сообщений о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
Статья 14. Дополнительные требования к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей
Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа, при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Статья 15. Дополнительные требования к обороту отдельных видов информационной продукции для детей
1. В информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
2. Содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет.
3. Содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям статей 7 - 10 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей
1. Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
2. Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.
3. Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Глава 4. Экспертиза информационной продукции
Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной продукции
1. Экспертиза информационной продукции проводится в целях обеспечения информационной безопасности детей по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями.
2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, иные некоммерческие организации, граждане вправе обращаться для проведения экспертизы информационной продукции в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, который в срок не более чем десять дней принимает решение о направлении указанного обращения эксперту, экспертам и (или) в экспертную организацию.
3. Экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
4. Эксперт, эксперты и (или) экспертные организации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на основании метода случайной выборки с учетом вида информационной продукции, подлежащей экспертизе.
5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, выдает аттестаты аккредитации, приостанавливает или прекращает действие выданных аттестатов аккредитации, ведет реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций.
6. Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).
7. В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц:
1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;
2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.
8. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать девяносто дней с момента поступления обращения о ее проведении.
9. Расходы, связанные с проведением экспертизы информационной продукции, возмещаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Экспертное заключение
1. По окончании экспертизы информационной продукции дается экспертное заключение.
2. В экспертном заключении указываются:
1) дата, время и место проведения экспертизы информационной продукции;
2) сведения об экспертной организации и эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени, ученого звания, занимаемая должность, место работы);
3) вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;
4) объекты исследований и материалы, представленные для проведения экспертизы информационной продукции;
5) содержание и результаты исследований с указанием методик;
6) мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы;
7) выводы о наличии или об отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или о несоответствии информационной продукции знаку информационной продукции.
3. Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
4. В течение пяти дней после подписания экспертного заключения оно направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции
В срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение:
1) о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции;
2) о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и об отказе в вынесении указанного в пункте 1 настоящей части предписания.
Глава 5. Надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Статья 20. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляются с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
1. Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
2. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе:
1) осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания "горячих линий";
2) обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, для проведения экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
2. Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Открыла Съезд Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова, зачитав приветствие главы государства Владимира Путина. Он напомнил, что 2024 год объявлен в России Годом семьи, в этом ключе миссия по защите детства приобретает особую значимость. «За прошедшее время Институт Уполномоченных по правам ребенка на практике доказал свою востребованность. Вы активно участвуете в реализации социально ориентированных проектов, содействуете продвижению в обществе традиционно духовно-нравственных ценностей, повышению статуса и авторитета семьи – прежде всего, многодетой, заботитесь о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации», – отмечается в приветствии.
Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что институт детских правозащитников уделяет большое внимание поддержке многодетных, семей, воспитывающих детей с инвалидностью, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также семей участников специальной военной операции.
Особое внимание в ходе Съезда будет уделено теме улучшения жилищных условий семей. Детский омбудсмен отметила, что для российских семей возможность комфортной жизни, в первую очередь, связана с жильем. «Развитие доступных форматов приобретения собственного жилья – важнейшее условие для того, чтобы семей, в том числе многодетных, у нас в стране становилось больше. Кроме того, нам требуются новые инфраструктурные решения с учетом запросов молодых родителей, многодетных, семей, воспитывающих детей с инвалидностью, подростков, а также старшего поколения», – сказала Мария Львова-Белова.
Среди актуальных тем Съезда – поддержка семей в кризисной ситуации и реабилитация родителей с алко- и наркозависимостью. По словам детского омбудсмена, Тюменская область имеет большой опыт в работе с такими семьями. «Поэтому федеральная пилотная площадка по реабилитации родителей, имеющих алкогольную и наркозависимость, а также стажировочные площадки для специалистов по работе с семьями будут работать здесь, в Тюмени. Уверена, что этот опыт и практика поможет людям вернуться к здоровому образу жизни, а главное вернуться в родную семью к детям», – сообщила Уполномоченный.
Еще одно важное направление в работе детских омбудсменов – разрешение семейных споров. «В мой адрес по теме семейных споров поступает все больше обращений, причем за последний год оно выросло в два раза. Из них половина – по спорам об определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем. Наша практика показывает, что самое важное – это взрослым людям договориться. На съезде выделили отдельный блок, посвященный разбору случаев семейных споров, для того, чтобы выработать рабочий алгоритм действий», — уточнила Мария Львова-Белова.
Детские омбудсмены приезжают на XXII Всероссийский съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, который состоится в Тюменской области с 3 по 4 апреля. Специалисты планируют поделиться своим опытом и получить новые знания.
Гости из Белгородской области на форуме хотят увидеть что-то новое. Тюмень, по словам уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области Галины Пятых, всегда славилась своей первоклассной работой по профилактике социального неблагополучия, работой с семьями и детьми. В свою очередь они расскажут о своих наработанных технологиях и практиках.
Заместитель главы Валуйского городского округа по социальной политике Ирина Дуброва добавила, что в Белгородской области в каждом муниципалитете разработан свой план по работе с семьями, проведено множество мероприятий на данную тематику. «У нас в этом году еще запланировано открытие двух семейных МФЦ. Нам уже есть что рассказать о первом своем опыте», – сообщила начальник департамента социального обеспечения министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области Елена Савина.
Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Петр Перевезенцев поделился, что в Тюмени он впервые. «На каждый съезд мы прилетаем, чтобы получить новые впечатления, поделиться с широкой аудиторией тем, что происходит у нас в регионах», - отметил он.
Напомним, на съезде в течение двух дней эксперты разберут вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, улучшения демографической ситуации, популяризации традиционных семейных ценностей, развитие региональных систем поддержки семей с детьми. Участниками станут уполномоченный при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова, заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель организационного комитета по проведению в России Года семьи Татьяна Голикова, губернатор Тюменской области Александр Моор и другие.
Основные события Съезда:
3 апреля
10.00 (8.00 мск) — открытие съезда и арт-пленарное заседание
11.30 (9.30 мск) — панельная дискуссия «Жилье для семей с детьми: вызовы и решения»
4 апреля
10.00 (8.00 мск) — презентация деятельности всероссийских НКО «Родительской платформы» при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка
17.15 (15.15 мск) — подведение итогов съезда
Подключайтесь к трансляциям съезда
Источник: Уполномоченный по правам ребенка Тюменской области
22 марта 2024 года Хабаровским краевым судом проведено совещание о координации судебных и правоохранительных органов при рассмотрении уголовных и административных дел, совершенных несовершеннолетними.
В совещании приняли участие судьи Хабаровского краевого суда и судов края, ответственные за рассмотрением данной категории дел, Уполномоченный по защите прав детей в Хабаровском крае Перевезенцев П.В., руководитель Хабаровского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петрынин А.Г., представители Прокуратуры Хабаровского края и правоохранительных органов края, краевой комиссии по делам несовершеннолетних Правительства края.
На совещании обсуждены вопросы профилактики среди несовершеннолетних для предотвращения совершения ими правонарушений и преступлений, вопросы помещения несовершеннолетних в Центры временного содержания и особенности Хабаровского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В своем выступлении Петр Перевезенцев проинформировал о практике участия Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае в производстве по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
Участники совещания пришли к выводу о наличии многочисленных механизмов, позволяющих снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних, определены направления их реализации при тесном взаимодействии судов с органами профилактики.
Свой рабочий день региональный детский правозащитник начал в стенах Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС, где провел лекцию для студентов третьего курса государственного и муниципального управления.
Петр Перевезенцев рассказал ребятам об истории становления института Уполномоченных по правам ребенка, основных его целях и задачах, проблемах, с которыми приходится сталкиваться современным детям и их родителям, а также подробно остановился способах их разрешения. «Очень важно предотвратить горе, чем потом исправлять непоправимое» - отметил Уполномоченный.
В приветственном слове к участникам мероприятия Петр Перевезенцев особо подчеркнул эффективность использования инструментов медиации для разрешения конфликтных ситуаций.
В настоящее время увеличилось количество обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае, связанных с конфликтными ситуациями в образовательных учреждениях. При рассмотрении таких обращений важно отмечать группу конфликтующих сторон: ученик – ученик, ученик – педагог, ученик – директор, родитель – ученик, родитель – педагог, родитель – директор. К сожалению, как показывает практика, конфликтующие стороны не всегда готовы искать компромиссы и взаимодействовать друг с другом для оперативного разрешения сложившейся негативной ситуации.
В таких случаях следует прибегать к решению конфдиктов конструктивным способом, обращаться к имеющимся в учреждениях школьным службам медиации, в том числе в целях профилактики травли и агрессивного поведения, а также создания благоприятной психологической атмосферы. Метод школьной медиации во многом способен позволить образовательной организации, учащимся и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия в целях обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
На рассмотрение экспертного совета поступило 24 заявки от соискателей из 8 муниципальных образований Хабаровского края – из городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, из Амурского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского и Ульчского муниципальных районов, среди которых приемные родители, учреждения и их руководители, а также общественные деятели.
Члены экспертного совета оценивали конкретные результаты социально значимой деятельности по профилактике безнадзорности и социального сиротства, защиты прав и интересов детей на территории края по направлениям:
укрепление института семьи;
сокращение числа детей, находящихся в учреждениях через устройства в семьи на воспитание;
содействие профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Эксперты обращали внимание на период деятельности соискателей в области защиты прав и интересов детей, участие в мероприятиях районного, краевого и всероссийского уровней и наличие поощрений за организацию работы в данной области.
Решением экспертного совета рекомендовано к награждению 10 соискателей, набравших наибольшее количество баллов, которые на основании распоряжения Губернатора края М.В. Дегтярева о присвоении звания лауреата, будут награждены в торжественной обстановке.
министерство социальной защиты Хабаровского края
Жители Хабаровского края, решившие усыновить или удочерить ребёнка из детского дома, могут попробовать формат «гостевая семья» на время весенних каникул. В рамках проекта воспитанники детдома проводят выходные с потенциальными родителями, а те имеют возможность ближе с ними пообщаться, рассказали в пресс-службе краевого правительства.
В 2023 году «гостевую семью» оформили супруги Субботины. Изначально они хотели подарить ребятам теплоту и любовь хотя бы на время, но в итоге окончательно решили стать опекунами. Сейчас семья воспитывает 12 детей, 5 из которых — приёмные.
По данным министерства социальной защиты, в Хабаровском крае находится 607 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых можно пригласить на каникулы в «Гостевую семью».
«Для того чтобы пообщаться с ребенком вне стен детского дома и принять его в свою семью, необязательно становиться опекуном или приемным родителем. Даже временное пребывание в семье на каникулах дает ему бесценную возможность почувствовать себя дома, в семейной обстановке, освоить больше полезных бытовых навыков, приобрести новые социальные связи и, может быть, обрести близких людей, которые смогут поддерживать его и в дальнейшем», — отметила заместитель министра социальной защиты края Виктория Трегубенко.
Ребенок может пребывать в «гостевой семье» не более трех месяцев. Каникулы могут проходить в лагере или санатории на территории России, либо просто дома. Выезжать за пределы РФ с ребёнком запрещено. Если у ребенка есть братья или сестры, то они могут быть приняты в «Гостевую семью» только все вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно. Во время пребывания ребенка в семье, детский дом обеспечивает его продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение.
Участники встречи обсудили выявленные нарушения прав детей при выдаче доверенностей от родителей третьим лицам для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних. Детский правозащитник рассказал о том, что в 2010 году несовершеннолетняя гражданка была вывезена биологической бабушкой по нотариальной доверенности в г. Актобе Республики Казахстан и до 2023 года в Российскую Федерацию не вернулась. Девочка уже достигла возраста 15 лет, но паспорт гражданина Российской Федерации до сих пор не имеет.
Дело в том, что нотариусы заверяют доверенности и согласия на представление интересов ребенка во всех государственных органах и учреждениях Российской Федерации и края на «передачу ответственности за жизнь и здоровье ребенка», «принятие всех необходимых решений о защите прав и законных интересов несовершеннолетнего». Кроме того, указанные вопросы доверенности заверяются и органами местного самоуправления. Такие доверенности выдаются сроком от 1 года до 14 лет. Получается, что любой гражданин может вывезти ребенка за пределы территории государства. К сожалению, такие случаи не единичны и в настоящее время очень распространены.
По итогу совещания было приято решение о необходимости разработки методических рекомендаций по выдаче нотариальных доверенностей от родителей третьим лицам для защиты прав и здоровья детей либо внесения соответствующих изменений в Методические рекомендации по удостоверению доверенностей, утвержденные решением Правления Федеральной нотариальной палаты 18.07.2016.
Сессию организовало Правительство Хабаровского края при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, некоммерческого сектора и общественных организаций региона.
Участники рассматривали факторы семейного и репродуктивного поведения, разрабатывали конкретные предложения в рамках программы повышения рождаемости и инициативы по поддержке семьи, рождаемости и многодетности на основе лучших региональных практик.
В своем выступлении Петр Перевезенцев отметил, что еще в ноябре прошлого, 2023 года Президент нашей страны подписал указ об объявлении 2024-го Годом семьи, а в этом январе на форуме «Родные-любимые», который проходил в рамках выставки «Россия» на ВДНХ, дал ему официальный старт. Семейные ценности стали одной из важнейших тем, красной нитью прошедшей через его послание парламенту.
«В нашем крае особое внимание уделяется поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, воспитанию детей, их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию» - подчеркнул детский правозащитник.
В регионе проживает свыше 180 тысяч семей, в которых воспитываются более 270 тысяч детей. Реализуется 17 федеральных и региональных мер социальной поддержки для семей с детьми, большая часть из них – пособия и выплаты для многодетных семей. В настоящее время их получают более 70 тысяч семей края.
Уполномоченный особо остановился на новых инициативах, направленных на поддержку семьи и детства, которые озвучил глава государства в своем послании, а также рассказал о реализации в крае уже существующих проектов.
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации и Федеральный центр развития программ социализации подростков продолжают реализацию социальных проектов «Дарю тепло» и «Родительская гостиная». За время реализации проектов к акции «Дарю тепло» присоединилось более 4 000 специалистов из 89 регионов Российской Федерации, в мероприятиях «Родительской гостиной» поучаствовали более 200 организаций (подростковые центры, образовательные учреждения, учреждения культуры и отдыха, библиотеки и дома культуры), 1 500 подростков вместе с родителями из 33 субъектов Российской Федерации. Учитывая высокую заинтересованность экспертов и родительского сообщества, данные мероприятия в текущем году также будут проводиться на регулярной основе. Первая акция «Дарю тепло» пройдет с 16 –18 февраля 2024 года и будет приурочена к Всемирному дню спонтанного прявления доброты. Праздник призван напомнить о роли заботы и отзывчивости в жизни человека. Участники акции выйдут на улицы своих городов и поселков, чтобы рассказать подросткам о том, что такое добро и как важно его совершать. Мероприятие «Родительская гостиная» пройдет 17 февраля 2024 года и будет посвящено теме: «Как помогать подростку преодолевать агрессивное поведение со стороны сверстников? Стратегия поведения со стороны сверстников».